ШУРУПОВСКАЯ территория начинается сразу же за городской чертой. Туда в центр (хутор Шуруповский) автобус ходит как по городскому маршруту. По графику и часто. Езды всего ничего. Минут пятнадцать от райцентра. И все время — на подъем. С вершины которого — вот они, населенные пункты, разделенные речкой Арчедой. В этих местах неширокой и мелководной, но иногда в весеннее половодье поднимающейся выше двухметрового моста, который соединяет поселки, является единственной дорогой к производственным объектам.
На восточной окраине за речкой цепь корпусов — это откормочный комплекс крупного рогатого скота, принадлежавший когда-то откормсовхозу "Фроловский", куда поставлялся молодняк крупного рогатого скота со всего района. Правее и левее щебеночные карьеры с производственными корпусами, которые за всю историю существования окружили населенный пункт отвалами от разработки пластов, напоминающими вершины Кавказских гор, и являются надежной защитой от розы ветров, присущей донским степям.
Хутор похож на глубокую чашу, разрисованную мастерами-умельцами в два цвета: зеленый и белый. Зеленый — это сады, буйно цветущие в мае разными красками, в тоже время — защита от известковой карьерной пыли. Белый — крыши домов из шифера и сами дома из силикатного кирпича, которые по весне скрыты зеленью. В это время они почти не видны. И улицы скрыты, здесь же их тринадцать. И хутор по старинке делится на три части: Шубари, центр — Шуруповка, поселок железнодорожников. Каждое название со своей историей.
В конце XIX столетия атаман станицы Кременской прислал двух казаков родом из хутора Летовского Ивана Разумовского и Семена Илясова на поиски камня и его разработки. Берега Арчеды с помощью наемных работников запестрели громадными валунами, которые разбивали кувалдами, грузили на телеги и отвозили на продажу во Фролово. Вырученные деньги шли в станичную кассу.
В 1913 году в хуторе появился француз Альберт Карлович Леруж, который арен¬довал у атаманского правления карьер. Добытый камень, а также известь (для ее производства были построены печи обжига) отправлял на французский завод в Царицын. За каждую кубическую сажень правление получало 1 руб. 50 коп., а работник — 3 рубля. Карьер был в аренде до 1927 года, а затем отошел к заводу "Красный Октябрь".
Название Шубари появилось после войны. Это был прикарьерный поселок, в котором размещались привезенные для работ военнопленные (в белых полушубках). Некоторые остались потом, обзаведясь семьями.
Этот карьер назывался Арчедино-Шуруповский (произошло объединение двух маленьких), а затем стал АКиКом — Арчединский карьер известкового камня.
Калининский щебзавод №45 начал разработку карьера в канун войны. Здесь на пустыре выросли бараки для рабочих, а уже после войны были построены жилые дома, клуб. Это была собственность железной дороги. Вот почему поселок железнодорожников. Первым поселенцем здесь был Корнеев.
Хутор Шуруповский, его земли стали колхозом "Путь к социализму". Колхоз перевез из-за Дона раскулаченный дом и построил из него клуб и избу-читальню. Здание и сегодня под клубом. Вместе с колхозом образовался и сельсовет, председателем которого стал Семен Гайдамакин.
Старики называли имена первых комсомольцев: Наталья Ржавская, Тимофей Королев и его жена Тоня. Аню Самохвалову, проложившую первую борозду в колхозе. Руководителей карьеров Лебядянцева, Радченко, Долгова...
Гремело шуруповское отделение на всю область своими высокими трудовыми результатами. На откорме "крупняка" были полутора-килограммовые суточные привесы. Их достигали всем коллективом. Оператор Анна Амелина, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени, механизаторы: Петр Воронков, Алексей Рамазанов, Василий Елатонцев, Юрий Радченко, механик животноводческого комплекса Николай Петров. Двадцать корпусов с механизмами не знали остановки.